Математика и секс
Август 7th, 2014

Месяц курсу

Курс, который мы ведём, длится уже больше месяца. Активность спадает явным образом, хотя кажется, что это скорее связано именно с активностью на форуме, нежели чем с активностью учащихся. Стало намного меньше обсуждений, но упражнения люди тем не менее выполняют и на форум заходят.

Сейчас идёт параллельно четыре курса: Python (основы программирования, последняя тема - ООП), теория (системы счисления), английский и веб-разработка. Оценить как-то серьёзно активность учащихся пока невозможно, сам форум практически мёртв. Насколько это всё работает будет ясно по результатам выполнения заданий по ООП и веб-разработке. Возможно, учителям следует тоже публиковать что-то не раз в две недели, а, например, каждые два дня, но меньшими порциями, чтобы поддерживать вовлечённость. Не понятно пока как это могло бы быть организовано, но подумаем.

Регистрацию на курс решили открыть для всех желающих: http://heller.ru/course

Пока при регистрации я каждого одобряю вручную, вам надо немного подождать после регистрации, когда появится доступ (в течении суток).

Для того, чтобы проще отслеживать студентов, мы решили удалять студентов с курса, если они не выполняют (и не пытаются выполнять) задания в течение трёх недель. Когда зерегистрировано около 70-ти человек, в них начинаешь путаться, поэтому будем удалять тех, кто перестал заниматься. Если мало ли вы должны сделать вынужденный перерыв, предупредите заранее.

Июль 15th, 2014

Воздушая тревога

Сегодня на всем Кипре утром взвыли сирены, оповещающие, что бомбят. Все попросыпались и перепугались.

Оказалось, что каждый год таким образом на Кипре (или по крайней мере в Лимассолне, не знаю) проверяют готовность систем тревоги, всё ли работает.

Впрочем, я сам этого не слышал — меня разбудить это не смогло. Во время любой войны я наверное погиб бы первым, мирно спя в своей постели. Но жёны коллег пересрали.

UPD. В комменатриях сообщают, что серена была потому что сегодня годовщина военного переворота 15 июля 1974 года.

Июль 15th, 2014

Вторая неделя курса

Немного расскажу про как идёт курс. Идёт на самом деле предсказуемо: постепенно глохнет, главным образом из-за того, что энтузиазм видимо и у учеников и у учителей пропал. Студентов в итоге набралось аж 47 человек, учителей — 10. Реально из десяти учителей только трое, не считая меня, хоть как-то провлялись на курсе, впрочем, это нормально, так как пока не началось ничего по непосредственно их части. Из студентов пятеро только зарегистрировалось и не появилось на курсе больше не разу, основная масса зарегистрировалась, пару раз зашла и так же больше не появлялась.

На этих выходных я выложил задания второй недели, но их пока сделали всего 5 человек, причём мне кажется, что цифра так мала не потому что сложно, а потому что большинство забило. Но не ясно. Возможно, многие просто ждут, что все материалы будут отправляться по почте, но такого пока не будет — может быть потом, пока я просто не успеваю всё сделать. Я в общем-то пишу это как раз на всякий случай, что возможно кто-то просто не знает, что на форум курса надо заходить самому регулярно.

Ну а там посмотрим что дальше будет. Пока активность хоть и снизилась, но вполне достаточная для того, чтобы продолжать. Но если тенденция сохранится, то через пару недель придётся сварачиваться.

Если кто-то не учится, но из любопытства интересно что там просиходит, то на первой неделе были if/while в Питоне, на этой функции (включая рекурсии) и Git. Пока в общем ничего такого особого, разбираемся с самыми основами.

Июль 10th, 2014

Хуже пишу

Замечаю, что стал намного хуже писать, чем писал раньше. Это касается и стиллистики, и грамматических ошибок и банальных опечаток. Не понятно из-за чего так происходит и что с этим можно делать.

Из числа гипотез: сказывается жара, сказывается психологическая расслабленность (в России всегда ожидаешь, что проломят голову либо посадят и отпетушат, а на Кипре всегда ожидаешь хорошей погоды), сказывается то что не читаю художественной литературы, сказывается что в принципе пишу реже, сказывается возраст либо просто боженька наказывает меня таким образом.

Но что бы тут ни сказывалось, факт кажется очевидным: писать я стал хуже. Мне это не нравится и хочется что-то с этим сделать. Наивно конечно полагать, что читатели сталкивались с такой проблемой, но всё же: что делать-то, а?

Июль 4th, 2014

Начало курса

На этих выходных начинаем курс. Группа расширилась, как-то отказывать желающим не хотелось, поэтому всех, кто писал не смотря на объявление о прекращении приёма, записали после совместного обсуждения. На данный момент на форуме зарегистрировалось 35 человек. Из тех, кто писал мне на почту, но потом никак не проявился на курсе, есть ещё 9 человек. Больше принимать уже не будем совсем-совсем, в течение недели будем ещё принимать из числа тех девяти не откликнувшихся, но со следующей недели и их прекратим пускать, если не будет активности.

На форуме имеют место пока некоторые технические проблемы, постепенно их решаем. Если у кого-то что-то не получается, либо если кто-то не получил моего письма и поэтому не записался в итоге на форум, пишите, будем разбираться. После регистрации я руками выдаю студентам права на просмотр форума, так что сразу после регистрации вы ничего не увидите. В течение дня, однако, у вас должен появиться доступ для чтения и писания на форум. Если этого не происходит, опять же пишите, буду решать проблему.

Июль 2nd, 2014

Русский антифашист

5ecVfWLFdg8jGjQ2dVDMQM

Парень на фото — ополченец, защищает русских людей от ужасных украинских фашистов.

Про парня этого я давно наслышан, два года назад зоозащитники пытались привлечь его к ответственности за то, что он, видимо из патриотических соображений, отрезал щенкам головы, жестоко убивал животных и позировал с трупами на фотографиях в Интернете. Зовут его Алексей Юрьевич Мильчаков, в Интернете про него можно много найти по его ФИО. Вот он же два года назад:

10482901_588935927891372_8740011578179521452_n

Прокремлёвские антифашисты такие антифашисты. Страница героя ВКонтакте.

Июнь 29th, 2014

Закрыл набор

Меньше чем за сутки набрался 21 желающий стать учеником на курсе, поэтому с этого момента набор больше продолжаться не будет. Большее количество мы не понятем явно. Учителей на данный момент вроде как 5 человек (с двумя пока не очень понятно). Их них специалисты по тестированию, веб-разработке, Яве и C#, ну и я. В общем будем начинать тогда в ближайшее время.

Июнь 28th, 2014

Кто хочет стать программистом?

После вчерашней заметки и разговора с девушкой я лежал ночью в кровати, смотрел в потолок и думал. Ниже я издагаю те мысли, которые меня вчера посетили и которые всё ещё не забыл. Я сейчас буду говорить только об IT-сфере.

Обычный карьерный путь человека в IT выглядит так: он поступает в технический ВУЗ на любую специальность, ему пять лет капают в мозг всякой чушью, но среди этой чуши он начинает понимать как писать циклы while и условия if. Если ВУЗ топовый, то он узнает что такое классы и объекты. В качестве очень редких исключений можно попасть к хорошему преподавателю на какой-нибудь спецкурс, где тебе расскажут нормально про что-то ещё, например про XML или про то же теситрование или про современный веб, но это редко. В МИФИ, например, когда говорят про HTML, до сих пор рассказывают про тег FONT.

Потом человек как правило читает одну-две книжки, которая уже учит его какому-то взрослому языку, а институт его по распределению пихает в какую-нибудь контору на позицию джуниор-разработчика или тестировщика. Именно на работе человек получает свои первые реальные навыки, после чего он может искать уже новое место работы, изучать ещё что-то новое, расти профессионально и карьерно. Профессионал, можно считать, получился.

Альтернативный подход — это самообразование. К сожалению, это почти никогда не работает. В редких случаях, когда это работает, человек вырастает в куда более хорошего специалиста, нежели он мог бы вырасти окончив институт. Другое дело, что у 99% заниматься самообразованием не получается. Получается, что институт оказывается в общем-то на порядок предпочтительнее самостоятельной учёбы. Полезно понять как именно выглядит неудачный сценарий самообразования.

Начинается всё с того, что у человека возникает желание освоить какую-то профессию и научиться что-то делать. В случае с моей девушкой это желание стать тестировщиком. В случае меня это было желание стать хакером (мне было тогда очень мало лет и я думал, что уж хакерам-то точно бабы дают). Первый шаг такого человека — начать задавать доступным ему людям вопросы в духе «как научиться».  Тут случается первая засада. Ему начинают давать советы все кому ни лень, в итоге по одному только какому-нибудь языку программирования у него оказывается список из 20-ти книг и он не знает что выбрать. Из этих 20-ти книг легко может не оказаться ни одной, которая действительно заслуживает прочтения. Часть из них окажется просто плохими книгами, часть будет ориентирована на сложивщихся профессионалов, часть на людей просто интересующихся, без прицела на освоение именно профессии.

Человек выбирает одну какую-то книгу и начинает её читать. Например, это может быть какая-нибудь книга «Java для начинающих» на 500 страниц текста. После прочтения книги человек узнаёт про все возможные операторы, типы данных, несколько паттернов, но зачастую не может написать ничего сложнее каких-то консольных программ, которые считают числа Фибоначчи. Учитывая, какого труда это ему стоило, человек утверждается в мысли, что программирование это не для него. Конец.

Чем институт оказывается в выигрышном положении? Главным образом он выигрывает в том, что на лекциях дают лишь необходимую выжимку. Вместо чтения 500 страниц по Яве достаточно прослушать несколько которотких лекций (обычно всего навсего 3-4), чтобы уметь делать ровно то же самое и даже больше, чем ты сможешь делать после прочтения книги. Конечно, знания будут обзорными и неглубокими, но начинающему знать что-то глубоко и не нужно. Углубиться можно уже в процессе работы и заробатывания денег.

Институт так же поддерживает темп. Если на лекции были while, if и алгоритмы сортировки, то через неделю надо сдать домашнее задание на эту тему. Конечно, кто-то может скопировать программу из Интернета, кто-то может получить хвост, про который потом все забудут, но само присутствие на лекцией и в лабораторном помещении откладывается в мозгах. По крайней мере даже если студент не делает никаких заданий, он примерно себе представляет как выглядит процесс программирования, как программа компилируется, дебажется и запускается. А это уже половина успеха, даже если программируют на отсталом языке типа Pascal и программируют чушь. Это всё равно навыки программирования, пусть и пассивные.

Следующее важное свойство института, это то что он даёт кругозор. Вопрос новичка обычно выглядит так: «А как мне научиться программировать на Яве?» Человеку после такого вопроса вполне справедливо начинают давать рекомендации по изучанию именно Явы. Мало кому придёт в голову сказать человеку, что чтобы стать программистом, помимо Явы надо знать какие-то алгоритмы, процесс тестирования, системы контроля версий, форматы XML и JSON, HTML, какие-нибудь скриптовые языки, основы криптографии, базы данных, устройства сетей и операционной системы, принципы многопоточного программирования и так далее. Даже не смотря на то, что половина перечисленного легко изучается за неделю, об этом просто никто не скажет, не даст тестового задания или домашнего упражнения. В итоге даже освоив на каком-то уровне Яву человек всё равно не способен писать что-то сложнее совсем тривиальных окошечек.

Российские институты из необходимых навыков дают программисту лишь малую часть и дают её некачественно. Но опять же это полезно — это расширяет кругозор. Даже если в институте рассказали про тег FONT, если вдруг человеку придётся становиться разработчиком под веб, он сможет довольно легко переключиться на новые стандарты. Важно однако что он уже имеет представление в какую сторону хотя бы смотреть. Самоучка в Яве зачастую даже примерно не знает что из себя представляет страничка в Интернете.

Так же очень важным преимуществом института является то, что он создаёт внутри себя некоторое комьюнити. Если студент не понимает почему у него не компилируется «Hello World!», он может всегда спросить об этом у соседа. Если вы учитесь сами по книжкам, то спросить вам как правило неукого. Есть, конечно, форумы, но в большинстве мест, если вы будете задавать много «глупых» вопросов, местные эксперты вам вначале будут кивать на Гугл, потом заминусуют, потом назовут «ламером» и потом забанят. На этом ваше самообучение скорее всего прекратится из-за полной вашей демотивации.

В последнее время появились различные онлайн-курсы, вот эти самые MOOC, которые в самообучении помогают очень здорово. Во-первых, они дают кругозор (не идеальный, но сравнимый с университетским, если вы беретё несколько курсов), во-вторых, они не заставляют читать книжку, а дают вам быструю необходимую выжимку материала, а так же устанавливают дедлайны, что не позволяет вам лениться. В-третьих, они формируют так же как и институт комьюнити, где вас никто не забанит за глупые вопросы. В отличие от института такие курсы так же объясняют что-то современное и реально прикладное, а не доисторичскую чушь типа Pascal или HTML4. Почти идеально.

Однако, MOOC имеет и недостатки. Главный недостаток заключается в том, что у ученика нет куратора, который мог бы направлять процесс обучения. Всё что вы видите — это набор курсов, но вы не знаете какой из них вам надо выбрать и нет человека, который сказал бы вам, что «Курс по „Hadoop” тебе рановато пока брать, научись для начала хотя бы массив сортировать».

Второй недостаток заключается в том, что подход MOOC не индивидуален. Вы можете написать программу, но её никто не проверит и никто вам не скажет: «Да, молодец, всё круто, но вот эта функция берёт на себя слишком много ответственности, лучше бы разбить её на несколько подпроцедур», — а такие комментарии между тем крайне важны, без них стать профессионалом куда сложнее, нежели с ними. Отсюда же следует, что в MOOC вам не дадут на выполнение какие-то большие и сложные проекты, требующие коллективной разработки, понимания архитектуры и должного тестирования. В институтах этого тоже нет, но это решается тем, что на четвёртом курсе вас обычно пихают в какую-нибудь конторку, где вы это всё начинаете потихоньку осваивать.

Помимо MOOC существуют ещё и оффлайновые курсы, но они как правило совершенно неэффективны и максимум могут подготовить вас к сдаче экзамена на какой-нибудь сертификат.

Я сейчас задался целью научить свою девушку профессиональному тестированию ПО, и получается, что я в каком-то смысле должен решать все проблемы, которые имеют MOOC, институты и оффлайн-курсы. При том, что я сам не являюсь тестировщиком. Задача сложная и не факт, что у меня что-то получится, но рассуждения о том, как построить процесс её скорейшего и простейшего обучения профессии, натолкнул меня на мысль, что эксперимент можно провести и более масштабный.

По суди единственное, что я могу дать своей девушке — это отвечать на её вопросы, напрявлять на какие-то конкретные учебные материалы, делать код-ревью и давать проекты для самостоятельного выполнения. По идее это не должно отнимать у меня много времени и с тем же успехом я могу учить ни одного человека, а, скажем, десять. И вот у меня родилась мысль начать такой «курс».

Я опишу, как я себе представляю каким образом это всё может выглядеть на практике.

Во-первых, сам курс будет представлять собой закрытый форум (по крайней мере на первое время), на котором будут общаться ученики и учителя. Иногда будут созвоны в скайпе. Еженедельно учителями будут поститься ссылки на учебные материалы и даваться какие-то разъяснения и рекомендации, а так же самостоятельные задания. Решенные задания ученики будут выкладывать для обсуждения другими учителями и учениками. Так будет продолжаться до тех пор, пока из ученика не получится профессионал.

Требования для того, чтобы стать учеником, такие:

1. Вы не должны быть программистом и не должны быть студентом топового технического ВУЗа. Студенты МГТУ, ВШЭ, МИФИ, МФТИ, МГУ не принимаются (хотя если вы сейчас не студент этих вузов, а потом вдруг станете, выгонять мы вас не будем). Речь конечно только о технических специальностях. Этот курс — эксперимент, целью которого является вырастить профессионала с нуля, а не объяснить какую-то одну технологию человеку, который уже что-то знает.

2. Вы должны быть готовы уделять на курс до 14-ти часов в неделю (чаще всего меньше), плюс дополнительно к обязательным заданиям и статьям уделять время на рекомендуемые книги. Про чтение художественной литературы, компьютерные игры и прочую трату времени придётся забыть на какой-то период.

3. Вам потребуется безлимитный Интернет. Регулярно потребуется скачивать различные среды разработки, библиотеки и подобное. Это файлы размером зачастую в несколько сотен мегабайт.

4. Обязательным является изучение английского языка. Иногда вам придётся либо печатать учебники из Интернета, либо покупать их в бумажном виде (не всё что я потребую купить может быть найдено в Сети). Как альтернатива — вы должны будете пойти на курсы английского. Максимум через пол-года курс целиком перейдёт на английский язык, включая общение на форуме. Учебные материалы с первой же недели будут на английском языке (необходимые комментарии будут даны на русском).

5. Вы должны хотеть получить профессию программиста или тестировщика, это является целью курса. Мне хотелось бы, чтобы через год ученик мог зарабатывать фрилансом, а через два года устраиваться на работу в большие компании.

Так же интересно, если ко мне захотят присоединиться другие учителя. Очень интересны люди, которые:

1. Являются профессионалами Java-разработки.

2. Являются профессионалами веб-разработки.

3. Профессионально занимаются тестированием.

4. Занимаются хантингом программистов и тестировщиков.

5. Веб-дизайнеры и верстальщики.

6. Системные архитекторы.

7. Фрилансеры, которые реально этим зарабатывают и знают как начать фрилансить, найти заказчиков и не боятся научить этому других.

8. Менеджеры в IT, которые знают, как построен процесс разработки приложений с точки зрения бизнеса.

9. Люди, занимающиеся маркетингом в IT.

10. Все прочие люди, профессиональные знания которых, как они считают, могут пригодиться человеку, занятому в IT-сфере.

Учитель должен будет делать всё то что я написал: отвечать каждый день на глупые вопросы на форуме, направлять учащихся на конкретные статьи, давать задания, проверять их. Подход «держите парни 20 книг, как прочитаете, отчитаетесь» не интересен. Каких-то лекций читать не надо, специальных учебных материалов готовить не надо, надо лишь направлять сообучение, указывать конкретные статьи в блогах и на сайтах, конкретные параграфы в книгах. Должна быть постоянная обратная связь, причём проект должен быть длительным. Конечно, если вы хотите рассказать только об одной какой-то теме и на этом закончить, длительным он быть не обязан, но в силу того, что мы не можем давать высокой нагрузки учащимся, даже краткий курс скорее всего окажется более длительным, чем вы ожидаете. Вероятно, кто-то из учителей сможет утолить и корыстный интерес: предложить в качестве домашнего задания реальную задачу для своего бизнеса или найти себе сотрудников, удалённых или настоящих. Учитывая, что на этом курсе скорее всего будут учиться высокомотивированные люди, я думаю, это будут хорошие сотрудники и в итоге специалисты. Ну и учитель, если проект вдруг станет успешным, всегда сможет с гордостью говорить, что это он его таким успешным сделал.

Ну и да, подавляющее большинство учителей скорее всего станут как-то полезны лишь через пару месяцев после начала курса, так как в самом начале будут совсем примитивные вещи.

Я думаю тут необходимо сказать почему я думаю, что это стоящая затея. Я знаю, что спрос на такой курс скорее всего будет у учеников. Я регулярно по почте делаю ровно то, о чём я описал в этой заметке: отвечаю людям на глупые вопросы, говорю, что читать дальше. Людям это нужно, поэтому я думаю, что проект по крайней мере сможет запуститься.

С точки зрения учителей выгода в том, что это возможность поучавствовать в уникальном эксперименте. Многие профессионалы стремятся поделиться знаниями: пишут в блоги, открывают школы в своих больших компаниях, читают лекции в онлайн-университетах. Такой проект — это ещё один способ донести до людей свои знания, и, как мне кажется, способ весьма интересный.

И ещё несколько комментариев о том, что будет в курсе по составу.

1. Не будет жести. Не будет Хаскеля и Лиспа, не будет сложных параллельных алгоритмов, не будет ассемблера и так далее. Для изучения этого куратор нужен куда в меньшей степени и при желании это ученик освоит потом сам. Основная задача — дать основное и вывести человека на уровень успешного прохождения собеседований.

2. Зато будет много надрочки на собеседования. Проходить собеседования — отдельный навык, причём для успешной карьеры чуть ли не самый важный, так что этого будет много.

3. Не будет математики. Ну вернее будет, но только самая тривиальная, чтобы человек хотя бы примерно понимал что такое O-нотация и мог решать задачки на собеседованиях на решето Эратосфена и числа Фибоначчи. Это всё совершенно не нужно IT-специалисту, но бизнес любит такие вопросы при отсеве соискателей. Глупо со стороны бизнеса, но с этим надо считаться.

4. Основная направленность будет в Java-программирование, поскольку пока это наиболее востребованный язык. (По этой причине профессионал Java нужен ну очень-очень сильно; я сам смогу дать лишь основы). Обзорно и неподробно будет рассказано и о других профессиональных областях, если найдутся желающие профессионалы, чтобы стать учителями. Было бы здорово при заинтересованности учеников подготовить так же тестировщиков/дизайнеров/верстальщиков. Но в целом никакой конкретной программы нет, никаких жестких временных рамок нет.

5. Проект полностью некоммерческий и будет оставаться таким. Никаких дипломов по окончании, никаких сертификатов не будет. Однако, в процессе обучения ученик будет выполнять нетривиальные проекты, которые смогут пойти в его портфолио работ. Для многих компаний это куда более весомо, нежели диплом или сертификат.

Когда наберётся какое-то количество желающих учиться, курс начнётся. Я ожидаю, что можно начать с 15-ю учащимися, впоследствии добирать учеников не планируется. Если 15 не будет набираться, но можно начинать и с меньшим числом учащихся, но только если их будет не меньше пяти. Но в этом случае мы всё же будем ждать, пока набирётся более крупный класс, посольку какая-то часть в процессе наверняка отсеится (выгонять никого не будем, подход будет индивидуальным, но кому-то наверняка курс просто не подойдёт и он решит уйти сам). Если ученики не будут набираться совсем никак, то проект отменяется и можно рассматривать эту заметку просто как философские рассуждения.

Учителя получат доступ до форума сразу же, хотя в какой именно момент они начнут доносить свою тему, будет решено совместно по ходу курса.

Желающим стать учениками или учителями, писать мне на почту heller@heller.ru или heller@riseup.net. Если мало ли я не буду вам отвечать в течение двух дней, напишите об этом в комментарии, оба почтовых ящика иногда бывает глючат и не принимают письма.

UPD. Класс уже сформировался, так что новых учеников набирать не будем.

Июнь 27th, 2014

Как стать тестировщиком?

Моя девушка увидела в инстаграмме у какой-то бабы, что та устроилась работать тестировщиком. Вернее даже не тестировщиком, а инженером по автоматизации тестирования. Причём устроилась в Яндекс. И говорит мне такая: «Смотри Рома, какая крутая баба, я бы тоже так хотела». И я подумал, что это в принципе вполне реально. Ну то есть работа кажется одновременно и денежной, и довольно интеллектуальной, и девушек довольно много в этой области работает, и конкуренция низкая, и перспективы есть и т.д. И главное как кажется вполне можно освоить профессию самостоятельно.

Но тут возникла проблема с тем, что я совершенно не знаю как стать тестировщиком. Самостоятельно вырастить из себя программиста мне удалось, а вот как вырастить из человека вменяемого тeстировщика, который мог бы устраиваться в хорошие компании мне совершенно не ясно. Что надо изучать? Если среди читателей есть люди, либо занимающиеся тестированием профессионально (именно настоящим таким, а не юнит-тестами и кликами по всем кнопкам), либо если есть всякие люди, которые занимаются хантингом тестировщиков, то было бы круто, если бы они дали советы в комментариях.

Сам я пока вижу только что надо для начала видимо хотя бы на минимальном уровне освоить какое-то программирование и какие-то основы того как работают сети/Интернет, операционная система и минимальное программирование, пусть хотя бы и скриптовое. А вот что дальше? Как из начинающего программиста пойти дальше и понять как пройти собеседование, чтобы стать тестером? В общем нам нужны советы читателей.

Июнь 25th, 2014

Конец третьей главы

Третью главу учебика я считаю завершённой. Возьму опять паузу с целью привести в божеский вид вторую главу, и затем начну главу, которую придумал озаглавить как «Элентарные алгебраические понятия». Ожидать каких-то откровений не следует, я буду рассказывать довольно стандартные вещи о том как получить из N Z, потом Q, потом R, C и H попутно немного говоря о многочленах. Конечно я при этом буду произносить всякие слова типа «поле» или «кольцо», но это будет на уровне просто знакомства, то есть даже такие фамилии как Нётер или Джекобсон звучать не будут (вообще не хочу забивать голову читателя большим количеством понятий, пока они не нужны). Логический ряд повествования немного нарушу, рассказав и об основной теореме алгебры и об алгебраических замыканиях, но конечно полноценно это сделать не получится без линейной алгебры и леммы Цорна. Пробел этот закрою в дальнейших главах. Линейной алгебры пока касаться тоже не буду. Ну в общем посмотрим что получится.

Что касается второй главы, то там мне надо откорректировать последние два параграфа в соответствии с изменениями, сделанными ранее в главе по логике, хотя содержание останется тем же. Основная проблема второй главы — это иллюстрации. Я большую часть из них постараюсь сделать сам, но иллюстрации из параграфа 2.3 я боюсь не сдюжить. Очень большая просьба к читателям, работавшими с TikZ и/или хотя бы с TeX и какими-то пригодными векторными форматами − помогите с картинками. Сам действительно скорее всего не справлюсь. Правку параграфа 2.3 оставлю на самый конец, если никто не поможет, то придётся стараться делать самому, но на данный момент я даже примерно не представляю себе как это всё оформить грамотно.

Ссылки: учебник в pdf, страница учебника на GitHub.

This work is licensed under GPL - 2009 | Powered by Wordpress using the theme aav1
SEO Powered by Platinum SEO from Techblissonline