Математика и секс
Июль 22nd, 2013

Правдоподобность беллетристики

Мне на День Рождения подарили много художественной литературы. Ну как много — на английском «Преступление и наказание» и  «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» и на русском «1984», «Скотный двор» и «О дивный новый мир». Про янки я пока не начинал, антиутопии уже прочёл, сейчас на середине Достоевского (хотя в раннем возрасте я читал много его, именно «Престуление и наказание» как-то миновал).

Можно было бы написать какие это всё крутые книги и как сильно я их рекомендую (кроме дивного нового мира), но я вместо этого хотел бы поделиться наблюдением.

Когда я шел по улице я вдруг понял, что меня всегда, хоть я этого и не осознавал, смущала в художественной литературе слишком высокая интеллектуальность героев. Причем в любой литературе и любых героев. Даже в падении пьяного Marmeladoff под лошадь больше интеллектуальности, чем в повседневном быте подавляющего большинства людей. Все эти начальницы отделов 40+ по возрасту и 90+ по массе тела имеют несравнимо меньше интеллекта чем самый ссаный гамма-минусовик из Дивного Нового Мира.

А всё потому что если бы художественные романы писали бы действительно в духе реализма со всеми подробностями, то их было бы совершенно неинтересно читать.

— Эта, ну а Венц короче говорит ей такой: «Шлюха, ты чо, конченная?», прикинь?

— Ахахахах, на ваще, да, офигеть, это жесть короче.

— А она ему: че, думаешь ты больше на проекте  по времени и думаешь тебе  всё можно? Прикинь?

— Ну а они в итоге типа поругались что ли или чо?

— Не, че им ругаться. Там Бородулька всё разрулила.

— Ладно, ребят, я пойду, бывайте! — как-то не к месту вставил Виктор.

Виктор протянул руку и попрощался, дебиловато улыбнувшись, будто бы смутившись, что вынужден прервать диалог. Рабочий день подошел к концу, сегодня он заполнил 50 документов и еще 10 документов отдал начальнику Сан-Санычу, который подписал шаблонные бумаги не читая, поскольку даже если бы он их прочитал, он бы всё равно не понял что там написано. В конце концов не для того эти самые документы пишут в отделе методологии, чтобы их кто-то читал — это было и не нужно, так как подпись всё равно за собой ничего не влечет, кроме присвоения документу порядкового номера.

Когда Виктор выходил из офиса, в дверях случилась заминка, поскольку грузный бухгалтер, разговаривая по телефону, почему-то решил остановиться в проходе без видимых на то причин, не давая никому пройти лишних 15 секунд.

Миновав препятствие, Виктор направился в Торговый центр, чтобы посмотреть на витрины. Он ничего не выбирал специально, поскольку выбор подразумевает напряжение, а ему это не свойственно. Он не думал, он покупал.

Дома Виктор сразу же лёг спать. Засыпая, он не думал ни о чём.

Вот это было бы правдоподобно, это был бы самый настоящий реализм. Максимум сюжета — пьяная драка без причин и без драмы. Максимум переживаний — переживания потребителя. Максимум раздумий — раздумья в какую сторону открывается дверь в столовую.

Но читать такой роман конечно же никто не стал бы и писать такое тоже никто не будет. Потому что про дебилов (настоящих, которые почти все на улице, а не художественных), читать совершенно не интересно. Ровно так же как не интересно смотреть непрерывно в зеркало несколько часов не отрываясь.

34 комментария »

  1. Один из лучших твоих постов.

    Comment by R2xD2 — 22.07.2013 @ 18:32
  2. Двачую, испытываю чувство неполноценности, когда автор откровенно называет персонажа дебилом, хотя последний все равно намного умнее меня.

    Comment by Аноним — 22.07.2013 @ 19:41
  3. Писать такое тоже никто не будет. Потому что про дебилов (настоящих, которые почти все на улице, а не художественных), читать совершенно не интересно. Ровно так же как не интересно смотреть непрерывно в зеркало несколько часов не отрываясь.

    Есть же разные чудесные богемные писатели,
    которые про это пишут, и филологи,
    которые про это читают.

    Comment by Vadiboom — 22.07.2013 @ 20:08
  4. Я задумывался об этой теме и пришёл к таким же выводам (и не только относительно литературы, но и кинематографа тоже). Действительно, людям было бы скучно приходить после унылого рабочего дня и читать про унылый рабочий день, смотреть кино про парня, у которого был унылый день или играть в игры на компьютере, где главному герою надо пройти миссию «Унылый день».

    Comment by Sugar Free — 22.07.2013 @ 20:13
  5. Джеймс Джойс.

    Comment by Veronica — 22.07.2013 @ 22:02
  6. Одобряю! Очень верно.

    Навскидку:
    — хороший прямолинейный сюжет можно найти у Вернона Салливана)
    — чересчур интеллектуальных и складно говорящих героев можно найти у Надежды Поповой: http://samlib.ru/p/popowa_nadezhda_aleksandrowna/

    Comment by Аноним — 22.07.2013 @ 22:10
  7. При этом у Лема многое очень и очень приятно написано …

    Comment by Аноним — 22.07.2013 @ 22:11
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8,_%D0%A7%D0%B0%D1%80%D0%BB%D1%8C%D0%B7

    Comment by anonymous — 23.07.2013 @ 00:21
  9. Кстати да, что насчет «Женщин» Буковски?

    Comment by lawenan-law — 23.07.2013 @ 01:52
  10. Отличный пост.

    Жизнь уродлива, как и люди. Иногда заходишь в метро, а такое ощущение возникает, словно окунулся в бесформенную гору слизи-биомассы из всех этих людей, большая часть которых верит в великую тайну воды, гомеопатию и ходит к колдунам.

    Мы просто живём в аду.

    Единственный способ это исправить — создавать очаги благоразумия, оживляя окружающих людей, пробуждая их от оков незнания.

    Чтобы не было IGNORANCE IS STRENGTH.

    Comment by Товарищ социалист — 23.07.2013 @ 10:03
  11. Насчет литературы это ты зря. Подозреваю, что современной (ну, не современной, а годов 80-90х) литературы ты не видел. «1984», «Скотный двор» и «О дивный новый мир» были написаны примерно в одно и то же время и имеют более-менее похожую стилистику. Всё это модерн.
    «Без причин и без драмы» вообще было много, начиная с Кафки.
    Про «переживания потребителя» тоже было много, «Бойцовский клуб», например.
    Ну и сравнивать чтение «про дебилов» с разглядывание себя в зеркале это как-то уж совсем самокритично.

    Comment by Обеспокоенный гражданин — 23.07.2013 @ 11:20
  12. Как раз-таки написать такое от начала и до конца было бы интересно. И критикам бы понравилось бы, может в школе в старших классах лет через 50 начали изучать. Надо только постараться не насыщать это смыслами, как вышеупомянутый Джойс.
    А читатели найдутся — та же интеллектуальная тусовка, которая может час смотреть на «Черный квадрат», например.

    Comment by серго — 23.07.2013 @ 11:32
  13. Товарищ социалист написал:

    Единственный способ это исправить — создавать очаги благоразумия, оживляя окружающих людей, пробуждая их от оков незнания.

    Собственным примером.

    Comment by Аноним — 23.07.2013 @ 14:09
  14. > это всё крутые книги и как сильно я их рекомендую (кроме дивного
    > нового мира)

    Роман, можешь ли рассказать подробней, почему ты бы не стал рекомендовать «Дивный новый мир»?
    По моим наблюдениям за рецензиями (например, здесь http://www.goodreads.com/book/show/5129.Brave_New_World), основные претензии к книге исходят от тех людей, которым не нравится жанр, либо читали книгу в оригинале, либо треск шаблонов от факта, что «духовность проиграла». На мой взгляд, тебя вряд ли можно отнести к какой-либо из этих групп.

    Comment by Molten Boron — 23.07.2013 @ 16:27
  15. На счет реализма в художественной литературе, каждому времени присуще своя литературная форма, она конечно же меняется от автора к автору, но если смотреть в корень, то всё написанное удовлетворяет строго заданному критерию желаний читателя. Как-то я по угару окунулся в готическую прозу, Шеридан Ле Фаню(18XX год н.э), все дела. Интеллектуальные персонажи, множество эмоций, но их диалоги и описания повседневности — это ад, строго срубался спать после прочтения 50+ страниц. Великие умы катали трактаты по математике, воздухоплаванию и поведению тел в открытом космосе, писатели придумывали рассказы про призраков, леприконов и прочий скам. Современная беллетристика подразумевает тоже самое. Больше секса, но так, чтобы остаться в рамках категории (16+) если пишешь, как машина наехала колесом на чью-то голову — будь добр, поищи информацию, как ведет себя черепная коробка при данном виде травмы и о какую сторону, ударится мозг если сперва въебать персонажа кастетом по лицу. Дабы читатель не провел время на изучения выписок из википедии, писатели создают внутреннюю драму, которая тяжело поддается описанию без интеллектуальности героя.
    ИМХО реализма в художественной литературе стало больше, от авторов требуется больше внутренней работы над произведениями, эмоциональная составляющая литературы со времен Булгакова надела школьную форму и опопсела, за авторов ничего сказать не могу, могу предположить, что все от мала до велика хотят получить профит от своих бестселлеров, работа за идею — не, не слышал. Поэтому, ты прав «читать такой роман конечно же никто не стал бы и писать такое тоже никто не будет. Потому что про дебилов (настоящих, которые почти все на улице, а не художественных), читать совершенно не интересно» и не прибыльно.

    Comment by Nik Tick — 23.07.2013 @ 17:15
  16. Molten Boron написал:

    Роман, можешь ли рассказать подробней, почему ты бы не стал рекомендовать «Дивный новый мир»?

    Я хоть и не Роман, но напишу (хотя бы потому что перечитал все достаточно известные утопии и антиутопии, а их немало). Читать подобные тексты не слишком весело, приятно и полезно. А если и читать — то лучше для начала «Скотный двор».
    Это ведь действительно не самый вдохновляющий жанр.
    Да и не всем нравятся левацкие закидоны и тоталитарные общества.

    Comment by Аноним — 23.07.2013 @ 20:44
  17. Nik Tick написал:

    эмоциональная составляющая литературы со времен Булгакова надела школьную форму и опопсела

    Возможно просто вы не читали ничего хорошего (в этом плане), вышедшего после Булгакова …

    Comment by Аноним — 23.07.2013 @ 20:45
  18. Прикол, Хеллер меняет мой ник нейм на разные. Это намек уйти?

    Comment by Аноним — 23.07.2013 @ 23:18
  19. Сорри, видимо меня глючит)))
    Можно удалить последнее …

    Comment by Аноним — 23.07.2013 @ 23:19
  20. А по-моему, про средненьких людей с их проблемами, страхами, заблуждениями и пишет Достоевский и другие. Пишут о нас. Читаешь — в зеркало смотришься. Что Вы, Роман, что бухгалтер 40 и 90 плюс читает и находит у автора свои же мысли.
    Только сблизившись с толстой теткой-бухгалтершей, можно узнать, правда ли она настолько тупа, как Вам кажется.

    Comment by putamadre — 24.07.2013 @ 01:57
  21. Владимир Козлов писал в духе быдло-реализма.

    Comment by Дима — 24.07.2013 @ 07:08
  22. Пиши про проституток заебал

    Comment by Борис — 24.07.2013 @ 09:00
  23. Аноним написал:

    Одобряю! Очень верно.

    Навскидку:
    — хороший прямолинейный сюжет можно найти у Вернона Салливана)
    — чересчур интеллектуальных и складно говорящих героев можно найти у Надежды Поповой: http://samlib.ru/p/popowa_nadezhda_aleksandrowna/

    этого мальчика звали Борис Виан

    Comment by Аноним — 24.07.2013 @ 14:06
  24. @ Хеллер:
    Подскажи, зачем на практике нужны алгебраические структуры?
    Не могу найти ничего про их прикладное значение.

    Заранее спасибо.

    P.S. Начал читать твой учебник. Хорошо написан (как и блог), читать легко и интересно. Спасибо за труд.

    Comment by Greg — 24.07.2013 @ 14:48
  25. @Greg
    Моноиды, функторы, монады широко используются в функциональном программировании например.

    Comment by anton — 24.07.2013 @ 15:44
  26. Аноним написал:

    этого мальчика звали Борис Виан

    Да, это прекрасно известно. Однако тексты с разным авторством здорово разнятся.

    P.S. Хорошо бы свой ник иметь. Хотя мне все равно — но другим может быть непонятно.

    Comment by Аноним — 24.07.2013 @ 20:34
  27. Всем, кто рекомендовал книги — спасибо, вероятно почитаю, хотя не знаю наверняка пока что. Ничего из того, что тут советовали, я не читал.

    @ Обеспокоенный гражданин:
    В бойцовском клубе они все там тоже довольно интеллектуальные. Он конечно критикует общество потребления, но сами персонажи весьма вменяемы.

    @ Molten Boron:
    Мне просто «О дивный новый мир» показался сравнительно примитивно написанным по стилю. Я не имею ничего конкретно против книги — она не плохая, она нормальная. Но она не настолько хороша, чтобы я ее кому-то рекомендовал.

    @ putamadre:
    Достаточно прочесть любой диалог у Достоевского, чтобы понять, что каждый персонаж — очень глубокий и неглупый человек. Монолог любого пьяницы типа Мармеладова или идиота вроде Опискина — безупречно построен, целостен и продуман. Реальные люди так не говорят, так даже не все умные способны говорить. Он показывает конечно социальное дно зачастую, показывает страдания, но сами персонажи — всегда очень складно говорят и часто довольно логичны (хотя последнее и с натяжкой, но всё равно они умнее среднего гражданина на улице).

    @ Greg:
    Помимо указанного anton-ом (хотя это всё же больше категории, а не алгебраические структуры, но в принципе очень близко), первое что приходит на ум — теория чисел со всеми своими приложениями в виде кодирования и криптографии, быстрые вычисления над целыми и подобное. Это если именно о практике говорить. Если о теории, то тут на них языке алгебраических структур в принципе формулируется почти вся современная математика.

    Comment by Хеллер — 24.07.2013 @ 21:27
  28. Хеллер написал:

    Всем, кто рекомендовал книги — спасибо, вероятно почитаю, хотя не знаю наверняка пока что. Ничего из того, что тут советовали, я не читал.

    Если огласить свои вкусы то проще будет что-то предложить…

    Comment by Аноним — 24.07.2013 @ 22:59
  29. Касательно иностранной художественной литературы, переведенной на русский язык, есть интересный момент. В результате переводов частенько меняет сущность персонажей и вообще событий. Особенно это характерно для книг, переведенных более 50 лет назад. В моем случае ярким примером был Джек Лондон. Разница между оригиналом и переводами — колоссальная. Относительно недавно сравнивал перевод и оригинал Call of the Wild (у нас Зов предков). На русском языке практически все персонажи говорят как относительно вменяемые грамотные люди, в оригинале же персонажи разговаривают как неграмотный узколобый злобный рабочий люд, кем они по логике романа и являются. Никакой интеллектуальности персонажей нет и в помине. Из-за этого абсолютно иными красками начинают играть события романа, расизм и шовинизм автора проявляются в полный рост. При этом этот роман далеко не самый лучший пример подобного толка.

    Comment by Гоги — 26.07.2013 @ 12:18
  30. Раз такое дело, рекомендую ещё Эрленда Лу подходящего под описание, читается как детское сочинение, если не ошибаюсь это называется наивным реализмом.

    Comment by GayPower — 28.07.2013 @ 23:07
  31. Писатель Роман Сенчин в похожем жанре работает. Вот образчик:

    http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2004/4/snchin2.html

    Comment by 23Skidoo — 30.07.2013 @ 02:06
  32. Коль скоро речь зашла об искусстве, Рома, а какую музыку вы слушаете?

    Comment by anonymous — 08.08.2013 @ 21:08
  33. @ anonymous:
    Я музыку слушаю очень редко, а когда слушаю — то очень разную. Люблю отдельные вещи из самых разных жанров. Хип-хоп люблю избирательно, избирательно — шансон, избирательно — панк, избирательно — классическую музыку, избирательно — попсу.

    Comment by Хеллер — 09.08.2013 @ 10:12
  34. Почитайте Владимира Козлова. Вот там именно такой жестокий реализЬм.

    Comment by Anon — 21.11.2013 @ 15:41

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Оставить комментарий

This work is licensed under GPL - 2009 | Powered by Wordpress using the theme aav1
SEO Powered by Platinum SEO from Techblissonline