Математика и секс
Ноябрь 24th, 2018

Что я понял

Настало время подвести промежуточные итоги.

О пьянстве

Я долгое время думал, что крупнейшая моя ошибка в жизни  это то, что я нещадно пил всю свою молодость. В этот период я совершил многое, чего лучше было бы избежать. В 22 года я перестал пить и если я не просчитался, то абсолютно трезв уже двенадцать лет, и никакого даже малейшего желания выпить у меня нет (кроме одного инцидента, где я случайно опьянел от кваса). И вот теперь, спустя года, я не уверен что хуже  угробить восемь лет на беспробудное пьянство, чтобы потом опомниться и перестать пить совсем, либо же пить «в меру» на протяжении всей жизни, как это делают все остальные. По крайней мере наблюдая за окружающими, мне кажется, что люди совсем непьющие (и я тут не говорю о себе), сохраняют живость ума куда дольше, чем люди выпивающие временами хоть немного. Но я так же понимаю, что я вряд ли кого смогу убедить бросить пить.

О математике

За долгие годы я многое видел и о многом менял своё мнение, но единственное, польза чего мне казалось неоспоримой, это была математика. Однако в математике я тоже совершил немало ошибок. Главная ошибка  я не читал Бурбаков. Это во многом было связано с тем, что в НМУ многие были подвержены влиянию Владимира Арнольда, а я был подвержен влиянию многих. Я не хочу сказать ничего плохого об НМУ и об Арнольде (в конце концов о Бурбаках я именно в НМУ и узнал в своё время, и если бы не НМУ, я бы до сих пор занимался матанализом в духе инженерных вузов). Бурбаков я начал читать лишь около двух лет назад и это совершенно перевернуло моё сознание. К сожалению, сейчас на математику времени у меня совсем уже нет, поэтому смысла в чтении не так много, но если бы я начал их читать в раннем возрасте, глядишь из меня чего и получилось бы. Сейчас я убеждён, что это самый лучший и самый важный текст из всех когда-либо написанных.

Вторая моя большая ошибка — я не изучал физику, а она совершенно необходима человеку, интересующемуся математикой. Я пытался потом физику наверстать, но было уже слишком поздно. Дальше электродинамики я пока так и не продвинулся. Может быть продвинусь когда-нибудь потом.

Вообще всё сложное что можно выучить в детстве надо учить в детстве. Дальше это становится намного труднее прежде всего из-за нехватки времени.

О проститутках

Очень многие пророчили, что рано или поздно мне станет стыдно, что я ходил к проституткам и что я буду об этом жалеть. Этого не произошло. Более того, я убежден, что мой опыт с проститутками был полезен. Когда тебе 22 года и тебе не дают  это сильнейший стресс. Я это знаю и по себе и по многим моим читателям, которые с проститутками лишались девственности и потом писали мне благодарственные письма. (Один мой читатель на проститутке в итоге женился и имеет нормальную семью). Поэтому в этой части я твердо уверен, что я принёс немало пользы закомплексованным задротам, которые без проституток возможно стали бы либо самоубийцами, либо насильниками, а стали в итоге нормальными людьми. Я не знаю кем стал бы я сам, если бы не проститутки. В худшем случае опыт с проститутками у моих читателей был нейтральный, но мне неизвестно ни одной истории, чтобы кто-то посчитал, что мой блог дал плохой совет, который что-то испортил.

В бочке мёда, есть, правда, и ложка дёгтя. Мне достоверно известно об одной читательнице, которая пошла работать в проститутки. Она не жалеет о выборе и ее физические и интеллектуальные данные позволяют зарабатывать очень много (не знаю сколько, но она спит с людьми высшего эшелона и имеет кажется  больше в месяц, чем я заработал за всю жизнь; по крайней мере она всячески старается поддерживать такой образ). Вопрос конечно в том, сколько это продлится и как закончится. Надеюсь, что это не мой блог сподвиг ее на выбор такой профессии. По крайней мере хотя я активно рекомендовал стеснительным ботаникам проституток, я никогда не советовал делать такой выбор девушкам — это очевидно проигрышный вариант. Мне искренне жаль, что не все это понимают.

О загранице

Я очень жалею, что не уехал из России раньше. Не потому что я как-то особо сильно не люблю Россию (хотя и сказать, что люблю, тоже нельзя; за границей, однако, понимаешь, что минусы есть везде), а потому что опыт работы за границей крайне полезен. Я не говорю даже об использовании каких-то конкретных технологий, у России в этом плане весьма много умных ребят с технологическим образованием (часто кажется, что больше, чем в Европе), но сама организация бизнес-процессов в Европе куда более отлажена и посмотреть как это работает очень полезно.

Если составлять мой личный рейтинг стран, где мне комфортно жить, то на первом месте я бы поставил Кипр, на втором Латвию, а вот третье место поделили бы Великобритания и Россия. Этот рейтинг удивит большинство людей  тысячи латышей уезжают в Великобританию, а я вот наоборот по Латвии скучаю. Куча россиян мечтают о Лондоне, а я с содроганием думаю о том, что рано или поздно меня карьера таки заведёт из уютного Эдинбурга в безвкусный, шумный, грязный, полунищий, перенаселенный и небезопасный Лондон. Я видел людей, которым было скучно на Кипре, а мне наоборот почти физически неприятны крупные города и дома выше двух этажей. Кому-то важна политика страны, кому-то нужны клубы, кому-то театры, кому-то нравится сам ритм мегаполиса. Мне главным образом нужно, чтобы меня оставили в покое и поэтому мои критерии качества страны совсем другие. Любые личные впечатления таким образом совершенно неважны и я не могу дать совета куда и как ехать. Но сам опыт (даже если он негативен, как я видел в некоторых случаях) — полезен.

Переезжать из страны в страну очень интересно, это куда интереснее чем быть туристом, но к сожалению, чем старше вы становитесь, тем сложнее ехать. И если вы как и я будете скакать из страны в страну, то в какой-то момент вы почувствуете, что путь ещё не закончен, но переезжать дальше уже сложнее хотя бы просто из-за того, что остаётся на это всё меньше энергии и времени. А ведь вы ещё не работали в Африке и Азии, и уже скорее всего не поработаете. Поэтому надо ехать как только появляется возможность, и возможность эту надо искать.

Я немного скучаю по девяностым в России, но это совсем не та Россия, которая есть сейчас (и слава богу). Часто скучаю по Латвии. В Латвии скучал по Кипру. На Кипре не скучал совсем никогда.

О языке

Я много писал, и когда я сейчас это перечитываю, я понимаю, что большинство заметок можно удалять. Не потому что как-то изменилось моё мнение о том, что в самих заметках написано, а потому что язык, которым это было написано мне больше не нравится. Многие выражения, которые я использовал, многие шутки, которые я вставлял, уже через пять лет утратили какой-либо контекст и кажутся сейчас глупыми. Если я перечитываю старые записи, я даже временами невольно краснею. Чтобы этого не происходило с текстами, надо всегда избегать сленга, избегать коротких шутливых речевых оборотов. Шутить в тексте можно, но шутка должна проходить через значительный фрагмент текста невидной нитью, тогда это интересно. В противном случае это просто кривляние, которые через несколько лет станет нелепым. То же самое относится к любым популярным сегодня словам, которые лишь недавно вошли в обиход. Я не удивлюсь, если через лет пять то же самое слово «зашквар» или слово «дискурс» перестанет существовать в массовом сознании.

За границей я много видел людей, которые в школе учили русский язык. Большинство из них, даже прожив уже десятки лет в Великобритании, прекрасно говорят на русском языке без акцента (даже многие из тех, у кого русский язык не родной). С другой стороны я видел именно в России людей, которые, пожив в Британии или США пару лет, начинают говорить на русском с сильным «английским» акцентом. Сейчас я понимаю насколько это смешно.

Хочется так же вспомнить и про новояз феминисток. Под этим я подразумеваю и изобретение новых существительных вроде «авторка» и «врачиня», и навязывание новых правил по употреблению местоимений, и создание собственного птичьего языка состоящего из слов типа «цисгендерный» и «мизогиния» (в английском языке это намеренное использование «they» в единственном числе или невозможность сказать слово «негр», которое даже в расистских шутках заменяют нелепым эвфемизмом «n-word»). Так вот каждый раз когда я слышу что-то подобное, я вспоминаю старого вора Фрола (он любил подчеркивать, что отчество у него могло бы быть любым) с которым я общался в детстве, и который, когда ему уступали место в общественном транспорте со словами «Садитесь», отвечал недовольно: «Не садитесь, а присаживайтесь. Насиделся». В то время мне казалось, что Фрол мудрый человек, и что люди оскорбляют (говорить «обидеть» тоже было нельзя) почтенного человека своим невежеством. Сейчас я конечно же так не думаю, но кажется, что идеи Фрола и подобных ему твердо укоренились в феминистском движении и выглядит это ни чуть не лучше. Иногда кажется, что между феминистками и Фролом можно даже нарисовать прямую генеалогическую связь, настолько они похожи.

О карьере

Самая большая моя ошибка в жизни — это то что я засиделся на одном рабочем месте 8 лет. Всё в этой компании было хорошо, но невозможность увидеть каким образом работают другие компании было очень большим упущением. Мне нравилась компания, в которой я работал, и мне было несколько страшно, что на новом месте у меня не будет должного количества творческой свободы, не будет интересных задач, не будет такого замечательного приятного коллектива. Когда же я все таки уехал на Кипр, оказалось, что в других компаниях всё тоже вполне не плохо, есть и задачи, и свобода действий, и хорошие коллеги, а вот разработка может вестись совершенно по-иному и технологии могут быть совершенно другого поколения. Когда переехал в Латвию — там тоже всё было по-другому и тоже была хорошая компания. А теперь в Великобритании и вообще всё не так как где бы то ни было. Если бы я за эти 8 лет не сидел на одном месте, а менял места работы, это было бы куда более полезно и куда больше помогло бы моей карьере. Так что мой совет для программистов (не уверен, что это может относиться к другим профессиям) — радикально менять область деятельсности каждые два года. В компаниях типа Яндекса или Гугла это может быть смена отдела, а вот в более маленьких компаниях надо менять, к сожалению, компанию. Без этого не будет развития.

Я выбирал профессию программиста потому что у меня к компьютерам была страсть. Это в принципе был неплохой выбор, но профессия эта деградирует. Программистов становится всё больше, входные требования становятся всё проще. В девяностые в программисты шла техническая интеллигенция, сегодня в программисты идут фотографы, гитаристы и подобный сброд. И дальше будет хуже. Это, впрочем, отдельная большая тема, которую я раскрою отдельно уже в другом блоге (об этом ниже).

Вообще же если бы я давал себе молодому совет, то я бы советовал выбирать ту профессию, которую сложнее всего освоить и в которую нельзя придти с улицы. Это может быть профессия математика, физика, врача, химика, биолога. Даже если это не самые денежные профессии сегодня, получив такое образование вы всегда сможете потом переключиться на то, что вас больше устраивает. С дипломом врача нет никакой проблемы начать работать программистом, экономистом или дизайнером интерьеров (после прохождения курсов или чтения книг и составления минимального портфолио), а вот превратиться из программиста во врача невозможно.

О блоге

Вести блог очень важно и нужно. Особенно полезно когда блог имеет обилие комментариев. Благодаря комментариям в блоге я узнал о многих хороших книгах, познакомился со многими хорошими людьми, переспал со многими прекрасными женщинами. Ещё полезнее то, что каждый раз, когда ты пишешь заметку, ее приходится детально продумывать. Кажется, что значительная часть читателей живёт тем, что ищут в твоём тексте любую зацепку, по которой тебя можно раскусить как дурака, о чём сразу же надо написать в комментарии. И хотя такие едкие комментарии не делают большой разницы, они всё же заставляют сильнее вдумываться в то, что ты пишешь. Очень многое я переосмыслил не благодаря книгам, рассуждениям и спорам, а именно во время написания заметок в блог, обдумывая, как каждая фраза может быть воспринята моими критиками.

В то же самое время иногда необходимо прекращать писать. Во-первых, когда пишешь много, нет возможности столь же много читать (по крайней мере это был мой случай). Если же человек не читает, то он и развивается куда медленнее и читателям может дать куда меньше. Вторая причина в том, что когда ты постоянно на виду, ты вживаешься в свой образ и не можешь его переосмыслить. Изначально я перестал писать в блог не сознательно, а потому что переезд в другую страну полностью поглотил всё моё свободное время. Однако этот перерыв дал мне и возможность оглануться на мой блог и осознать, что свой прошлый стиль я перерос.

Вести свой собственный блог я крайне рекомендую всем. Это очень полезный опыт. Я конечно сейчас говорю о блоге с текстом, а не о видеоблогах. Видеоблоги могут быть наверное и не плохи, но я предпочитаю писать и читать, и ориентируюсь именно на читающих людей, а не на людей, смотрящих видео.

О политике

Я не помню писал ли я это или нет раньше, но когда я изначально стал участвовать в политике, я не думал, что реально можно что-то изменить. Мне не нравились нацисты, и мне просто хотелось им нагадить. Я не думал, что их станет меньше или я кого-то спасу — мне это было и не надо. Единственное что хотелось, это заявить о своей неприязни как можно громче.

С одной стороны я был не прав. Когда я участвовал в разных общественных движениях, я видел довольно много перемен, которых мы добились. Это не было что-то глобальное, но какие-то подвижки (и не такие уж незначительные) всё же происходили. С другой стороны положив руку на сердце я могу сказать, что занимался я этим не ради перемен. Вначале хотелось нагадить тем, кто мне не нравится и морально поддержать тех, кто нравится. Потом оказалось, что политика это ещё и очень весело и интересно, и дальше меня в нее затягивало уже по инерции.

С одной стороны движение Антифа было для меня очень важным. Долгий период моей жизни связан с этим движением, у меня там было много друзей, я многое узнал, сделал что-то полезное. С другой стороны у меня есть ощущение, что в политических движениях я задержался. В то время когда надо было делать карьеру, я носился с флагами по ночным улицам, чтобы потом об этом написали в оппозиционных новостях. Я не жалею о том что делал, но жалею, что в это время не сделал многого другого, с политикой никак не связанного.

Главный урок, который я вынес: нельзя давать политике поглощать слишком много вашего времени и внимания. Если только вы не хотите стать профессиональным политиком, слишком большая вовлеченность в политику вам ничего не даст, а часто может и навредить. Это касается не только радикальных движений типа Антифа, но даже совершенно нейтральных движений. Сейчас например на Западе даже термин «гуманизм» начинает нести негативный оттенок поскольку феминисткам он не нравится, и я не удивлюсь, если через какое-то время людей с гуманистическими призывами на страницах Фейсбука будут увольнять как сексистов.

Вообще на сегодняшний день нет никакого движения хуже, чем феминизм. Если бы я был моложе и начинал заниматься политикой сейчас, то я бы боролся не с нацистами, а с феминистами. Я не имею ничего против идеи равенства полов и феминизма в теории, однако именно как движение современный феминизм (в отличии от феминизма прошлого) существует исключительно как паразитическое явление, не занимающееся ничем, кроме травли людей, продвижением цензуры и дезинформации. За последние годы по крайней мере в Европе я видел куда больше вреда от феминисток, чем от кого бы то ни было еще. Если вы сейчас не понимаете о чём это я, то можете почитать Мишу по соответствующему тегу. У него хорошая подборка, но он в Бразилии и отстаёт от европейских тенденций. На деле всё ещё хуже. Я, к сожалению, не располагаю временем и энергией, чтобы копать эту тему, но Мишин блог может стать хорошей стартовой площадкой для интересующихся.

О стукачах, цензуре и моралистах

В какой-то момент на мой блог стали усиленно стучать благодарные читатели. Например, мне пришлось удалить все порно снимки из блога. Мне так же пришлось удалить большую часть текстов, которые оскорбляли верующих или другие социальные группы. Удалял я и что-то ещё — уже не помню что. Когда я это делал, мне отчётливо вспомнились слова Довлатова (если не путаю) про четыре миллиона доносов. Люди сейчас ругают Сталина и Гитлера, но на самом деле зачастую ругают их те же самые граждане, которые, будь упомянутые товарищи при власти, писали бы те самые кляузы или заводили бы людей в газовые камеры. Я когда-то думал, что люди поменялись и сейчас такого не было бы. Увы, все это могло бы повториться, и не только в России. Кажется, что быть стукачом и подлецом — это в принципе сидит в самом корне человеческой природы и никуда от этого не деться. Но очень важно об этом не забывать.

От этой цензуры очень не приятно. То что я не пишу в блог связано в первую очередь с тем, что у меня очень мало времени, но даже если бы время позволяло, я не уверен, что продолжал  бы писать. Не в том дело, что мне принципиально важно выкладывать порно снимки или поливать всех глязью, а в том, что это принципиально возможно и это даёт чувство свободы. Сейчас такого чувства у меня нет, и писать в несвободной обстановке с постоянной оглядкой на цензора не особо хочется.

Личности некоторых стукачей, которые писали кляузы на мой блог, мне известны. Как всегда это оказываются люди самые на первый взгляд высоко моральные. Удивительно, но это правило никогда не подводит: если человек светится непогрешимостью, то как правило в какой-то момент он и окажется первым подлецом. Люди же с прегрешениями, от которых хорошего вроде ничего и не ждёшь, остаются чистыми дольше других.

Об образовании

Многие знают, что я закончил институт и отказался от диплома (я всё таки закончил в итоге университет в Британии и получил диплом с отличием, но случилось это позже на 10 лет, нежели могло бы). Каких-то особых чувств я на этот счёт не испытываю, хотя минусов от того, что я отказался от диплома было всё таки больше. Во-первых, с дипломом (любым) легче оформлять рабочие визы. Во-вторых, с дипломом я мог бы поступить в аспирантуру, чего я уже не сделаю.

С другой стороны плюсы того, что я отказался от диплома тоже были и это не только приятное чувство, что я не прогнулся. Отсутствие диплома вселило в меня ощущение, что единственный путь для меня быть успешным в профессии — это иметь безупречные знания и высочайший уровень профессионализма. Это конечно же психологический комплекс, который меня долго терзал, но отчасти именно он заставлял меня учиться и самосовершенствоваться. Насколько я могу судить, очень мало кто из тех, кто в моём потоке диплом МИФИ всё таки получил, может похвастать уровнем знаний и умений, сравнимым с моим. Но я всё это освоил уже только после МИФИ.

Ещё один плюс заключается в том, что в итоге я хоть и с опозданием, но получил европейский диплом. Хотя говоря объективно выпускник МИФИ начала двухтысячных куда умнее среднего выпускника британского ВУЗа (главным образом за счёт сложных вступительных экзаменов в МИФИ, которые отсеивали тех, у кого мозгов совсем не было, а не за счет непосредственно образования), нигде кроме бывшего СССР об этом не знают. На собеседованиях на то что я учился в МИФИ никогда не смотрели (во времена когда я указывал, что там учился), а вот британский ВУЗ неизменно вызывал интерес. Так что иметь диплом Goldsmith University в итоге оказывается престижнее, хотя справедливости ради надо отметить, что по крайней мере в Британии бакалавр всё равно в итоге ничего не значит.

Ну и конечно когда я критиковал в блоге российское образование, ставя в пример западное, я глубоко ошибался. Западное образование не лучше, оно в целом такое же как российское. Подходы к образованию совершенно разные и критиковать их можно было бы с разных позиций, но в целом что в России студенты заняты ерундой, что в Британии, по крайней мере по части математики и прочих технических дисциплин. Но это отдельная большая тема.

Я знаю, что некоторые читатели блога начитавшись моей писанины побросали университеты. Они потом писали мне письма и спрашивали как мотивировать себя учиться самостоятельно. Увы, у меня нет работающих советов. Я пытался как-то поддержать ребят и дать стимул к учебе, но насколько я могу судить всё это было без толку. Это очень печальный для меня результат того что я понаписал. Сам себе в прошлом я дал бы совет не бросать учебу.

О том за что стыдно

Во-первых, мне стыдно за то как я вёл себя со своей бывшей девушкой. Той заметки не сохранилось (блюстительные граждане написали кляузу), но кратко история выглядела так: мне моя девушка сказала, что если мне что-то не нравится, то я могу идти к проституткам. Я и пошёл заодно с фотоаппаратом и заснял процесс от и до на камеру, включая любимое мной на то время окончание на лицо (сейчас я стал намного хуже видеть и это не имеет уже того смысла, что имело тогда). Узнала моя девушка об этом увидев эти порнофотографии в блоге. Я тогда причинил ей огромную боль, и как я мог этого не понять сразу, я не знаю. Подобных этому эпизодов потом было несколько — если мне что-то не нравилось, я пытался надавить на самое больное (а находить больные точки, пусть не специально и не осознанно, я, как оказалось, умею). Я вел себя так не нарочно, я просто почему-то не понимал, что такое поведение неприемлемо. Только спустя какое-то время после того как мы расстались я понял, что причинять боль людям нельзя, особенно тем, которые тебя любят. Не было никакого события, которое натолкнуло бы меня на эту мысль, просто видимо моё подсознание какое-то время переваривало моё поведение, и наконец это вылилось в такое понимание. Или может быть я просто начитался литературы и стал добрее, не знаю. Но за это мне стыдно более всего.

Второе за что мне стыдно — это учебник математики который я писал. Ребята, не читайте его пожалуйста. Это полное дерьмо.

Мне теоретически могло бы быть стыдно за то что я творил в молодости когда пил, но вот тут почему-то стыда я не ощущаю. Наверное потому что воспоминания уже не яркие да и было это уже слишком давно. Я уже даже сейчас не уверен какие именно эпизоды были на самом деле, а какие домыслило отравленное водкой воображение.

Это странно, но мне жутко стыдно за письма на почту, на которые я не отвечаю. Я стараюсь отвечать всем, но времени не всегда хватает чисто физически. В последнее время я даже перестал регулярно заходить в блог, чтобы проверять комментарии. Я за это извиняюсь.

Стыдно за курс программирования, что я вёл. Во-первых, что его не закончил, во-вторых что дал многим людям ложный ориентир идти в программисты. Сейчас я бы всех скорее отговаривал бы от этого.

О спорте

Я жалею, что занимался единоборствами. Да, как кажется они помогли мне в парочке ситуаций на улице, когда я смог отбиться. Но сейчас я думаю, что лучше было бы либо убежать, либо использовать газовый баллон и не драться вообще. Драка всегда подвергала меня куда большему риску, и возможно что именно психологический заряд, который я получал на тренировке, не позволял мне этой самой драки избежать. Если же смотреть на эффект на здоровье, то вряд ли спарринги, на которых меня регулярно кто-то лупил по голове, сильно пошли на пользу. Возможно даже, что если бы меня один раз сильно избили на улице, это имело бы негативный эффект на здоровье меньший, чем тренировки.

Совсем другая история с йогой. Я её как рекомендовал всем, так и рекомендую. Сам, к сожалению, уже не занимаюсь, так как опять же нет времени.

О культуре

Надо избегать всего современного. Нельзя смотреть фильмы, если они вышли позже, чем 20 лет назад. Нельзя слушать музыку и читать художественную литературу, написанную позже, чем 100 лет назад. «Во все тяжкие» может быть и хороший сериал, но насколько хороший в действительности станет понятно только через лет 20. Если о нем кто-то вспомнит и его будет не стыдно смотреть — тогда наверное и правда хороший и можно будет посмотреть его тогда. Но если смотреть его сегодня, то через 20 лет может оказаться, что вы зря потратили время. Зато с фильмами Кубрика, «Унесенными ветром», Чарли Чаплином, «Касабланкой» вы редко ошибетесь.

Крайне желательно пользоваться бумажными книгами, а не чем-то цифровым. На читалке один клик — и книга исчезла навсегда (может быть не сегодня, но я не удивлюсь если через несколько лет можно будет удалять таким образом книги централизованно), и в этом вроде нет ничего странного. А чтобы бумажная книга исчезла навсегда, надо изъять весь тираж и его сжечь, что пока ещё осуждается. Может быть эта разница не кажется очень существенной сейчас, но, думаю, она станет существенной довольно скоро.

Я не ругаюсь матом за пределами работы и не люблю мат. Я не святоша и осуждаю мат не из-за каких-то там высокоморальных соображений, а из-за того, что он примитивен. Это конечно не всем актуально, но человеку, который хочет овладеть языком на высоком уровне необходимо избегать слишком простых повторяющихся фраз и выражений. Ничего проще слова «хуй» не существует, и когда оно звучит в каждом пятом предложении, навык грамотного языка теряется. Я наблюдал это много раз, и если вы прислушаетесь к степени красоты и приятности речи разных людей, вы тоже можете это заметить.

Ещё я долгое время не знал чего хорошего в классической музыке эпохи модерна но подозревал, что может быть я просто недостаточно развит. Я по-прежнему не понимаю чего в этой музыке хорошего, но теперь я терзаюсь мыслью, что хорошего там объективно ничего нет. У меня тут много соображений, но я не буду их излагать — заметка тогда сильно вырастит в объеме. (Возможно опять же в новом блоге).

Зато я всегда любил и люблю блатняк (это одно из немногих исключений, которые я делаю для современности). Мне не симпатичен уголовный образ жизни, но он несимпатичен и многим блатным исполнителям (об этом явно говорили по крайней мере такие столпы как Иван Кучин, Михаил Круг и Александр Новиков). Надо однако понимать, что блатняк в советское время писался и исполнялся интеллигенцией. Розембаум врач и еврей, Константин Беляев — профессор МГИМО, Леонид Утесов вообще человек-эпоха. Можно так же вспомнить Юза Алешковского, Дину Верни, Марию Валынцеву и многих других. Многий блатняк писался неизвестно кем и когда, но он пережил уже не одну власть и не одну смену мод. Все забудут Битлз, Нирвану, Продиджи, ГрОб и от чего именно умер Виктор Цой, а вот у «Мурки», «Бубличков», «Кирпичиков», «Таганки», «Цыпленка жареного» и многих других песен того же класса ещё есть шансы пожить довольно долго. Эти песни уже пережили многое и ещё многое переживут, и не потому что они блатные, а потому что именно эти песни почему-то удивительно складно сложены. Это как «Прелюдия до-мажор» Баха или «Лунная соната» Бетховена — вроде примитивщина, но что-то в них есть такое непонятное и нездешнее, что затрагивает что-то очень глубокое. Вот и в Мурке это тоже есть, и именно это корень ее популярности, а не то что она блатная. Что же касается примитивности музыки, то конечно же она примитивна, но как раз на уровне попсы или рок-музыки. Те кто говорят о «трех блатных аккордах», а потом слушают рок или попсу просто напросто ничего не понимают.

О дальнейшем

Я начал вести блог на английском языке: nonprofitmaths.com. В этом блоге я буду пропускать комментарии только на английском, сорри, но если кто-то напишет на русском, я прочитаю и отвечу на почту; я так же призываю находить у меня грамматические и стилистические ошибки и предлагать исправления. Блог пока ещё очень сырой и он менее «личный» чем этот. Писать я буду в основном о математике (вспоминать то что почти забыл), но и разбавлять конечно всякой всячиной время от времени. Я сейчас практически никак не соприкасаюсь с российской культурой, все мои коллеги англоговорящие, поэтому английский блог сейчас для меня важнее.

Что касается этого блога, то я не уверен о его будущем. Я уже и забыл когда в последний раз у меня возникало желание сюда что-то написать, но поддержание его в работающем состоянии требует усилий время от времени. То надо оплачивать российский хостинг, то оплачивать домен, то хостинг хочет изменить договор и где-то надо нажать какую-то галочку, то какой-то очередной человек, чувствуя своё моральное превосходство, настрочит очередной донос и мне придётся писать объяснительные письма и удалять статьи, то какой-то скрипт на сайте окажется дырявым и начнёт рассылать спам с моего адреса. На то что формулы не отображаются я уже давно махнул рукой, но и с этим пришлось повозиться. Не то чтобы это требует совсем уж много сил, но всё таки временами мешает. Я не планирую блог закрывать и удалять, но и не исключаю, что это произойдёт через какое-то время, когда мне окончательно это всё надоест.

В то же время я люблю русский язык и хотел бы писать на русском языке опять через какое-то время. Сейчас для меня стоит главным приоритетом освоение английского на очень высоком уровне, раскрутка и доведение до ума англоязычного блога, поэтому я читаю и говорю в основном на английском, но я надеюсь начать писать на русском опять, на этот раз уже что-то другое и совсем в другом формате. Желание это очень пока неосознанное и почти неосязаемое. Вроде и хочется сформулировать что-то на русском, но не ясно что именно. Поэтому когда это произойдёт я не знаю, и произойдёт это конечно скорее всего через несколько (или больше) лет. Если же я что-то опять начну писать, то объявлю об этом здесь и в новом блоге.

Пока же вы можете читать мой новый блог. Там пока только математика (да и той мало), но со временем я планирую разбавлять его смежными темами.

54 комментария »

  1. > Вообще всё сложное что можно выучить в детстве надо учить в детстве. Дальше это становится намного труднее прежде всего из-за нехватки времени.

    Тебе нужно больше нескольких часов в неделю на то чтобы удовлетворить свои физиологические потребности, окромя сна?

    Comment by L29Ah — 24.11.2018 @ 04:07
  2. @ L29Ah:
    Если сконцентрироваться только на физике, то конечно это возможно. Но желания концентрироваться на чём-то одном, забивая на остальное, у меня нет (и ни у кого реально нет).

    Comment by Heller — 24.11.2018 @ 04:46
  3. Я просто рад, что ты жив.

    Comment by Viktot — 24.11.2018 @ 09:05
  4. Рад читать твой новый пост.

    Comment by M — 24.11.2018 @ 10:04
  5. Рад, что вы продолжаете вести блог. Касательно текста — поменьше морализма и мудрости, это признаки старости :)

    Comment by Lees — 24.11.2018 @ 10:57
  6. Heller написал:

    @ L29Ah:
    Если сконцентрироваться только на физике, то конечно это возможно. Но желания концентрироваться на чём-то одном, забивая на остальное, у меня нет (и ни у кого реально нет).

    Ты так говоришь будто в детстве ситуация чем-то отличается.

    Comment by L29Ah — 24.11.2018 @ 12:22
  7. Не удаляй блог!

    Comment by Курский бомж — 24.11.2018 @ 14:50
  8. @ L29Ah:
    В детстве на учебу есть примерно 10 часов в день, во взрослом возрасте — около часа. Во взрослом возрасте есть секс, рестораны, карьера, дети и что угодно ещё, а в детском возрасте всё это необязательно.

    То есть то совет скорее родителям, нежели чем самим детям.

    Comment by Heller — 24.11.2018 @ 23:52
  9. Heller написал:

    @ L29Ah:
    В детстве на учебу есть примерно 10 часов в день, во взрослом возрасте — около часа. Во взрослом возрасте есть секс, рестораны, карьера, дети и что угодно ещё

    Сочувствую.

    Comment by L29Ah — 25.11.2018 @ 01:45
  10. Юху! С возвращением!

    Comment by Влад — 25.11.2018 @ 11:31
  11. Стало привычкой за столь долгое время хоть раз в месяц, да щёлкнуть на блог Хеллера. Даже не видя ничего нового, почему-то была уверенность, что всё хорошо и рано или поздно, мы дождемся весточки. Спасибо! Просто большое спасибо за то, что вы есть и просигналили, что всё действительно хорошо. И ещё есть запал много к чему стремиться. Например, дети — это то ещё испытание и радость ;)

    Comment by Alexander — 25.11.2018 @ 22:52
  12. Спасибо, что живой!

    Comment by Rhayader — 26.11.2018 @ 21:44
  13. Хотелось бы за замёток про Англию :>

    Comment by Rhayader — 26.11.2018 @ 21:47
  14. Спасибо!

    Comment by Г. Станишевский — 26.11.2018 @ 23:18
  15. Не знаю, что там ты понял, но я понял, что тебя все еще интересно читать. Привычка иногда проверять, что там написал Хеллер, у меня уже лет десять, рад, что не надо от нее избавляться.

    Comment by Серго — 27.11.2018 @ 00:11
  16. Все твои посты сохранены в вебархиве.

    Comment by Leha — 28.11.2018 @ 10:10
  17. «Если же смотреть на эффект на здоровье, то вряд ли спарринги, на которых меня регулярно кто-то лупил по голове, сильно пошли на пользу. Возможно даже, что если бы меня один раз сильно избили на улице, это имело бы негативный эффект на здоровье меньший, чем тренировки.»

    Использовали ли вы шлем во время спаррингов? Перчатки всегда надевали? Боксёрские? Капу использовали?

    Работали в полную силу? В треть? В половину?

    С чего вы решили, что это как то отразилось на вашем мозге?

    Просто сам занимаюсь тайским боксом и интеллектуальной деятельностью и интересен этот вопрос, насколько это всё вредно.

    Comment by Максо — 28.11.2018 @ 12:45
  18. Стало чуточку теплее, когда в rss проскочил знакомый фид. Почему-то верил, что в конце года обязательно будут какие-то новости)

    Comment by h0x0d9 — 28.11.2018 @ 22:26
  19. О рад, что ты живой.
    Помоги, пожалуйста, с подбором книжек по математике для того чтобы изучать ИИ.
    Заведи блог в телеге на русском будем рады читать тебя там!

    Помогите, пожалуйста, связаться с @lavanda — одна из читательниц блога. моя почта mar4ellotikkurila@gmail.com

    Comment by Marchello — 29.11.2018 @ 12:55
  20. @ Максо:
    У меня нет четких доказательств того, что рукопашка как-то повлияла. Их наверное и быть не может. Не понятно ведь даже как измерить интеллект, не говоря уже о том, каким он был бы если бы не тренировки. Поэтому никак четко я на поставленный вопрос ответить не могу. Это субъективные ощущения. То есть пользы не было точно, но может быть был вред (а может быть и не был).

    Шлем никак не защищает от удара, он его перераспраделяет. Есть даже мнение (ссылки лень искать, но на эту тему были исследования), что именно эффект на мозг при использовании шлема куда сильнее, чем без. Шлем защищает поверхностные ткани и кости, чтобы после тренировки можно было придти в офис или институт с нормальной рожей, а не со сломанным носом. Но защищает как раз за счёт того, что энергия перераспределяется с носа на всю голову, включая мозг.

    Я не утверждаю что это именно так, я не врач и сильно эту тему не копал, но такое мнение я встречал от компетентных людей и оно кажется обоснованным. По крайней мере по банальному закону созранения энергии понятно, что энергия никуда деться не может, шлем ее не может в себя забрать.

    Вопрос про силу удара думаю не особо имеет смысл — это же все зависит от спарринг-партнера. Совсем в полную наверное никто не бил (я не бил точно), но этого хватало. Но это не отменяет негативного эффекта. Ну и плюс я помню свой перый спарринг, после которого голова два дня болела. Это явно о чем-то говорит.

    @ Marchello:
    В ИИ математики не особо много. То что есть — примитивный теорвер, матан и линейная алгебра. Рекомендации тут всё те же (Зорич и Шварц по матану, Винберг и Кострикин-Манин по линалу, не знаю что по теорверу).

    Я знаю ее почту, но дать ее без ее согласия конечно не могу. Я ей напишу — если она захочет, то свяжется.

    Comment by Heller — 01.12.2018 @ 01:00
  21. @ Marchello:
    Небольшой апдейт. Ее e-mail не работает, приходит сообщение, что письмо не может быть доставлено (раньше работало). Так что облом, связаться с ней не знаю как.

    Comment by Heller — 01.12.2018 @ 01:18
  22. @ Heller:
    Все окей, она написала.

    Comment by Marchello — 01.12.2018 @ 11:56
  23. @ Marchello:
    О, пусть и мне напишет тогда.

    Comment by Heller — 01.12.2018 @ 21:34
  24. «Если бы я был моложе и начинал заниматься политикой сейчас, то я бы боролся не с нацистами, а с феминистами»
    Боже, блять. Тебе правда заняться нечем?
    С феминистками борются опущенные по жизни мужчины. Адекватному парню/мужчине феминистки никак не мешают

    Comment by Денис — 02.12.2018 @ 16:27
  25. Похоронил брата двоюродного. 90-е никуда не уходили…

    Comment by Влад — 02.12.2018 @ 17:43
  26. Heller, спасибо за хороший пост! Мы никак по жизни не пересекались, но много лет назад, я случайно нашел твой блог и почерпнул из него много интересного.

    Мне интересна математика, поэтому и новый блог читать буду с удовольствием. Но лучше вот таких постов, как этот — не бывает ничего на свете. Именно они вселяют иногда надежду, что меня окружают не только философские зомби :)

    Comment by saltru — 03.12.2018 @ 18:53
  27. Ну здравствуй, сказочник ты наш!
    Роман, твои бывшие одногруппники с интересом наблюдают за твоим пиздежом.
    Пиздежом, как ты написал диплом на «отл», а потом гордо хлопнул дверью ненавистного тебе МИФИ..
    Почему же ты не хочешь рассказать своим читателям правду? О том, как тебя выгнали и ты попал в Шанс, о том что и в Шансе ты не доучился, а «написанный на отл» диплом ты и не начинал писать..
    И дверью ты гордо не хлопал, а забрал документы и сбежал, трусливо поджав хвост..
    Конечно, надо поддерживать образ в глазах своей аудитории, но мы то все про тебя знаем, и не будем этого скрывать! :)

    Comment by Группа Шанс — 04.12.2018 @ 14:06
  28. @ Влад:
    Сожалею. Я конечно на самом деле упоминаю Россию временами, но по большому счёту что там сейчас происходит уже толком не знаю. 5 лет за границей это довольно долго, да и раньше я за Московскую Кольцевую практически не выезжал, а Москва всё таки совсем другой мир. Жаль, если девяностые где-то еще остаются.

    Comment by Heller — 05.12.2018 @ 03:00
  29. Привет!

    Правильно ли я понял, что от идеи учиться в аспирантуре дистанционно ты отказался?
    Печально. А я так надеялся получить инфу из первых рук о Georgia tech OMS CS или подобном месте прежде чем соваться туда самому))

    Лично мне кажется очевидным, что человек со светлым умом не должен тратить время на решение одних и тех же бизнесовых задач снова и снова, а создавать что-то новое, полезное.

    Comment by Tim — 05.12.2018 @ 16:15
  30. @ Группа Шанс:
    Больше инфы, дружище
    Тут почти весь народ не в курсе

    Comment by Alex_B — 05.12.2018 @ 18:52
  31. @ Tim:
    Я так понял, что тут опечатка, и вместо аспирантуры надо читать магистраты?

    Не могу сказать, что я прям так и поставил на этой идее крест, но наверное конечно в магистратуру я вряд ли пойду. В Британии как я понимаю (детально я это не изучал) в аспирантуру можно и без магистра идти. Я конечно вряд ли пойду, но это была основная моя мотивация поступления в магистратуру. Сейчас это отпало. В плане именно работы я сомневаюсь, что магистратура мне что-то даст. У меня сейчас больше работает профессиональный опыт и сделанные проекты, нежели чем формальное образование.

    Про скучные бизнес-задачи я не согласен. Мне до сих пор всегда везло с проектами, а фактически бизнесс-задачами я и не занимался никогда, за очень редкими исключениями. Исследоватьская работа конечно же была бы интереснее, но этим я уже конечно вряд ли займусь.

    Comment by Heller — 06.12.2018 @ 03:09
  32. >Я так понял, что тут опечатка, и вместо аспирантуры надо читать магистраты?
    Да, конечно. Имелось в виду MSc.

    > Про скучные бизнес-задачи я не согласен.
    Неприятное свойство бизнес-задач в том, что лет через 10 ничего тобой разработанного уже не остается в продакшене.

    Comment by Tim — 06.12.2018 @ 05:32
  33. Хеллер, прокоментируешь ли ты как-то то что написало Группа Шанс? Правда ли это? Если нет и человек врёт, то почему ты пропускаешь комментарий, но никак не комментируешь сам?

    Comment by Аноним — 06.12.2018 @ 15:21
  34. @ Аноним:
    Я противник цензуры, поэтому стараюсь пропускать все комментарии. Исключения конечно есть, но в основном это случаи, когда люди начинают дублировать абсолютно одинаковые комментарии или публикуют чью-то частную информацию (пара таких случаев была). Ну и есть ещё спам-фильтр, который иногда блокирует нормальные комментарии, но это уже техническая часть.

    В то же время если я пропускаю коммент, это ещё не значит, что я считаю коммент адекватным, а следовательно и заслуживающтм ответа. Я и на нормальные комментарии не всегда успеваю отвечать, к сожалению, а на комментарии обиженных тем более время тратить не хочется. В данном и многих других подобных случаях по-моему большинству вменяемых читателей очевидно, что дело заключается банально в какой-то личной обиде. Если кому-то это не очевидно и кто-то хочет поверить, что в блоге написана не правда — переубедить таких людей я всё равно не смогу. Тем более когда речь идёт о событиях более чем десятилетней данности в месте, которого больше не существует (ни «Шанса», в котором я действительно учился и о чем я подробно писал, вопреки утверждению комментария, ни факультета Кибернетики в том виде в каком он был, насколько я знаю, в МИФИ больше нет).

    Хотя в этом конкретном случае, кажется, что дело доходит уже до какой-то болезненности. Институт кончился более десяти лет назад, блог фактически лежит мертвым грузом и обновляется реже чем раз в два года, читатель явно не испытывает ни интереса ко мной написанному, ни симпатии ко мне лично — и при этом десять лет пасет мой блог. Это реально похоже на клинику.

    Comment by Heller — 07.12.2018 @ 00:26
  35. Привет, Хэллер! Давно читаю твой блог. Хотел узнать твое мнение, что ты думаешь по поводу биоинформатики? Говорят, что можно переквалифицироваться из математика-программиста в биоинформатика. Использовать прикладную математику, машинное обучение и алгоритмы в медицине. Вроде звучит интереснее, чем обычное программирование.
    В институте биоинформатике в Питере есть годовая программа обучения для программистов: https://bioinf.me/education/program Программа включает углубленные курсы по алгоритмам, статистике, молекулярной биологии, биотехнологиям, а также работу над научными проектами. Я сам уже давно думаю об этом, но живу не в Питере, а переезжать хз, стоит оно того или нет.

    Comment by Аноним — 07.12.2018 @ 19:01
  36. Роман, привет! Я относительно недавно наткнулся на твой блог!
    Ну что сказать, я впечатлён!
    Твоей начитанностью и кругозором, здоровым юмором и самоиронией!
    Ну а истории про твои похождения это просто блеск!
    Мало кто из моих знакомых может похвастаться такой смелостью и силой духа!
    Кстати о силе духа, расскажи (если не секрет), что сподвигло тебя на первый гомосексуальный опыт?
    Является ли по твоему мнению это последствием эксперимента со страпоном в борделе?
    Вопрос не праздный, почитав тебя я тоже стал посещать феек.. одна, особо мне полюбившаяся, все уговаривает отстрапонить меня. А поскольку дар убеждения у неё присутствует, плюс я большой любитель выпить.. короче боюсь встать на скользкую дорожку, с мужиками то я не хочу долбиться..
    Кроме тебя мне и спросить некого, никто из знакомых таким похвастаться не может..
    Расскажи, пожалуйста, как это было у тебя? Нет ли сожалений? Или любой опыт идёт на пользу, даже гомосексуальный?

    Comment by Анонист — 08.12.2018 @ 00:09
  37. @ Аноним:
    Ничего не могу сказать про биоинформатику. Я знаю противоположные ситуации, когда люди изучали в институте биоинформатику, а потом шли в обычные программисты, а вот обратно — не видел. Мне самому сейчас довольно активно пишут рекрутеры (после переезда в Британию это одно-два письма в день), предлагают самые разные роли и вакансии, но именно в область биоинформатики никогда не звали. Подозреваю, что работу в этой области найти нелегко, а если и удастся найти, то платить будут не много.

    Comment by Heller — 08.12.2018 @ 02:00
  38. Роман, хочу узнать ваше мнение о вот этой программе: https://london.ac.uk/data-science

    Что, по-вашему, лучше, для последующей карьеры в программировании AI applications: сабж или OMS CS?

    Comment by Tim — 10.12.2018 @ 14:34
  39. @ Tim:
    Сложно сказать. И то и другое не совсем об AI. В то же время насколько я понимаю и в AI, и в Machine Learning (это немного другая область), и в Data Science сейчас берут с абсолютно любым дипломом — если согласен первое время поработать за копейки. Мне вот предложения постоянно поступают, но зарплата совершенно не радует (ну и те публикации, которые я вижу в этой теме не радуют тоже).

    Я бы выбирал то что проще и интереснее. OMS CS учит именно computer science — там нет математики, но зато много разных алгоритмов. DS курс наоборот в основном учит азам математики, но не имеет никакого отношения к программированию. Если бы я делал выбор, я бы наверное шёл в университет Лондона потому что мне было бы математику сдавать и проще и интереснее. С другой стороны по отзывам, которые я слышал, Georgia Tech престижнее и уровень там серьёзней. Но это то что я слышал — я не знаю как оно на самом деле.

    Comment by Heller — 11.12.2018 @ 17:02
  40. @ Heller:

    Спасибо.
    Полезный отзыв.

    Comment by Tim — 11.12.2018 @ 18:54
  41. @ Tim:
    Небольшой апдейт. Программа по Data Science — это не masters, это graduate diploma, причём британское. В Британии это просто дополнительный курс на уровне бакалавра, это намного ниже чем MS, фактически такой диплом вообще ничего на даёт. С учетом этого выбор однозначен в пользу OMS CS.

    Comment by Heller — 11.12.2018 @ 20:15
  42. @ Heller:
    Значит быстрого и дешового пути (в обход MSc) нет.

    No Free Lunch for the data miner. )

    Comment by Tim — 11.12.2018 @ 22:30
  43. «сегодня в программисты идут фотографы, гитаристы и подобный сброд» — про гитаристов вот сейчас обидно было) Сам правда в ML работаю.

    А в Бурбаки на каком уровне изложен материал, скорее интродакшн или скорее монография для исследователей, и сильно ли последующие тома опираются на предыдущие?
    Думал почитать про гладкие многообразия, группы/алгебры Ли (о них на уровне интродакшн представление имею), спектральную теорию (о ней совсем слабое)

    Comment by Ед — 13.12.2018 @ 13:31
  44. @ Ед:
    Это ни то и ни другое. Как введение они явно не подойдут — если уже заранее не знать тему хотя бы в общих чертах, то понять там что-либо невозможно. Даже если тему знать, то больше одной-двух страниц в день осилить трудно. С другой стороны это и не для исследователей — там нет широкого охвата тем, нет обзора каких-то важных результатов. По сути все представленные там результаты довольно базовые.

    Бурбаки дают максимально краткий очерк более-менее всей интересной матетики их времени (к сожалению без комплексного анализа), дают его предельно строго, максимально сжато, непонятно и крайне абстрактно. Приведу показательный пример. Вместо того, чтобы как обычно рассказать об основной теореме арифметики, они рассказывают о рядах Жордана-Гёльдера в теории групп и потом вскользь упоминают, что теорема арифметики — это тривиальный частный случай, так же как и теорема о базисе в векторных пространствах. Вроде не сказать, что Жордан-Гёльдер — это уровень исследовательский, результат всё-таки базовый, но в то же время и новичку начинать именно с него не стоит.

    Польза Бурбаков в том, что они всегда дают максимально общий результат и четко показывают взаимосвязи в математике. Этого нет в других книгах и это очень полезно.

    Тома опираются друг на друга не сильно. То есть знать примерно материал надо, но его не обязательно знать именно из Бурбаков. Хотя какие-то нюансы могут возникать, они совершенно несерьезны. Ну то есть Бурбаки вместо категорий вводят структуры, что очень близко к категориям, но совсем не то. Формально это совсем разные вещи, но на том уровне, что они используются в последующих томах — зная только категории вполне можно всё понять. Поля у Бурбаков могут быть некоммутативными, что сейчас насколько я могу судить не принято. Но это тоже довольно сразу заметно, даже если не читать второй том.

    Хотя я бы всё равно рекомендовал читать последовательно. По любой конкретной теме есть куда более хорошие книги, а вот именно как оно всё перекликается между областями математики — именно это интересно у Бураков, по крайней мере мне. Кстати, читать их в любом случае надо не последовательно. Вот тут есть порядок, в котором части книг зависят друг от друга: https://en.wikipedia.org/wiki/%C3%89l%C3%A9ments_de_math%C3%A9matique

    Comment by Heller — 14.12.2018 @ 04:21
  45. Хеллер, а почему ты считаешь свой учебник говном?

    Comment by Рустам — 14.12.2018 @ 17:43
  46. @ Рустам:
    Много причин. Есть ошибки, в том числе довольно серьезные (большей частью это не мои ошибки, а ошибки книг, по которым я учился сам, но это не отменяет факт ошибок). Это не те ошибки, которые бросаются в глаза, чтобы понять, что это именно ошибка, надо довольно сильно углубиться в материал, но ошибки есть и это стыдно. То есть любой профессиональный математик, знающий основы логики и множеств, сразу их увидит и это стыдно. Причём там не просто ошибки, а именно демонстрация моего непонимания материала. Сейчас я материал уже понимаю, но текст-то уже написан.

    Во-вторых, учебник слишком несвязен, не показывает взаимосвязи тем. Многие темы вообще случайны. Какое вот отношение имеют графы к множествам? Глава с графами там за уши притянута. Глава с парадоксами тоже ни к селу ни к огороду. В параграфе про ZFC совершенно не к месту рассказ о формальном определении натуральных чисел. Замысел был таков, чтобы по максимуму показывать приложения, и вроде идея кажется благой, но реализация подкачала.

    В-третьих, сложные темы, ради которых всё и затевалось, раскрыты плохо. Насколько я понимаю, параграфы про синтаксис и семантику логики не понял вообще никто из читавших. И вроде по факту там всё верно написано, но это всё равно непонятно и это мой косяк.

    В-четвертых, учебник вообще планировался как учебник по смеси линейной алгебры и анализа. Логика, множества, группы, кольца и поля должны были стать кратким введением в курс дела, а в итоге на множествах всё кончилось. Если бы я знал изначально, что дальше множеств не уйду, то не писал бы вообще.

    В-пятых, стиль. Вот эти все шутки про бритых мальчиков и девочек, которые должны мне писать — это стыдоба.

    С другой стороны не могу сказать, что там всё плохо прямо уж на 100%. Там упомянуты и довольно редкие и интересные результаты и доказательства. Некоторые параграфы отличные, как мне кажется. Параграф про невычислимое и недоказуемое, как кажется, очень круто получился. (Меня потом обвиняли, что я там ошибся, но ошибки нет — там специально всё закручено так, чтобы мозг сломать, и кажется что это удачно вышло).

    Всё интересное я переведу для нового блога рано или поздно.

    Comment by Heller — 15.12.2018 @ 03:41
  47. @ Heller:
    Спасибо за развернутый ответ. Понял, что ты имеешь ввиду. Такие связи действительно очень важны для лучшего понимания сути.
    Не совсем то, что я искал, но наверное все таки попробую почитать. Шибко много лестного слышал об этих книгах )

    Comment by Ед — 15.12.2018 @ 13:34
  48. >Мне теоретически могло бы быть стыдно за то что я творил в молодости когда пил, но вот тут почему-то стыда я не ощущаю.

    Читал твой блог и запомнил, что ты там писал об этих временах
    Мне кажется, за то, что ты там творил (грабил людей, нанося им удары сзади на голове), тебя необходимо утилизировать. Это непростительно. Ненавижу тебя, быдло. Ну а так удачи, хорошо устроился

    Comment by wfr — 28.01.2019 @ 18:13
  49. @ Heller:

    … а она (физика) совершенно необходима человеку, интересующемуся математикой

    Почему?

    Comment by Владимир — 08.02.2019 @ 14:23
  50. @ Владимир:
    Физика — хороший источник примеров и мотивации в математике. Не про все области так можно сказать, наверное, но по крайней мере анализ (вещественный, комплексный, функцинальный) и алгебра точно куда лучше изучаются с примерами из физики.

    Comment by Heller — 10.02.2019 @ 14:12
  51. @ Heller
    Хм. Неожиданно. У меня сложилось впечатление, что тебя интересуют более абстрактные вещи в математике. Вот тех же бурбаков ты упомянул.
    Кстати по физике встречал рекомендации о 5-томнике Савельева.

    Comment by Владимир — 10.02.2019 @ 22:57
  52. Раз уж ты забил, то мб будет кому интересен другой сайтик/бложек про шлюх dosugfaq.pro — тока не серчай:3

    Comment by Kalkun — 19.02.2019 @ 13:02
  53. Раз тут зашла речь об изучении физики, оставлю пару рекомендаций, пока этот блог не выпилился окончательно для тех, кто как и я пару раз в год всё ещё сюда заходит. Рекомендации личные, поэтому если вдруг окажется, что какую-то книгу вы считаете полным говном, то вполне может быть, что так оно и есть (как минимум для вас в данный момент времени). Также предполагаю, что блог этот читают люди более менее знающие университетскую математику.

    Курсы общей физики (они же undergrad курсы физики):
    Если вам повезло, и в школе у вас была сильная физика, которую вы помните, то эти курсы (наверное?) можно пропустить и сразу читать grad курсы. Вы многое упустите в плане экспериментов, физической мотивации вопросов, хронологии и связи физики с реальным миром, но насколько мне известно на мат.факультетах так и делают. Если же знания физики у вас нулевые, то переходить сразу к теор.физике (grad курсы) тоже можно, но что из этого получится, мне не известно.
    1. Савельев.
    Наверное идеально сбалансированный курс. Не слишком сложно/не слишком просто. Не слишком подробно/не слишком кратко.
    2. Основы физики (1т. Кингсеп и др., 2т. Белонучкин и др.)
    Отличный, короткий (весь курс ~1000с) и современный курс.
    3. Сивухин.
    У меня к нему двойственные чувства. С одной стороны, отличный курс и другие курсы по сравнению с ним выглядят как просто сборники формул; с другой стороны он слишком большой и перегружен информацией. Однако же, только здесь вы найдёте 10-страничные рассуждения о том, что такое температура и термодинамическое равновесие, какова физическая мотивация введения тех или иных величин и т.д. В общем, рекомендую к прочтению только отдельные главы.

    Классическая механика:
    1. Арнольд В.И. «Математические методы классической механики»
    Лагранжева и Гамильтонова механика на языках дифференциальной и симплектической геометрии. Отличная книга, дающая современный взгляд на механику. Если вы до этого видели только ЛЛ, то откровение во время чтения будет такое же, как во время чтения его же (Арнольда) книги по ОДУ, после любого стандартного курса по дифурами.
    2. http://pirsa.org/C15044
    Краткий курс из 7 лекций в Perimeter Institute. Рекомендую тем, кто уже знает механику, всё очень сжато и обзорно. Ещё немного более современный чем Арнольд.
    3. Тахтаджян «Квантовая механика для математиков»
    Здесь в главе I 100 страниц классической механики.
    *. ЛЛ т.1 и Голдстейн «Классическая механика»
    Классические курсы для физиков, в которых всё есть, единственный минус которых в отсутствии геометрического взгляда на механику. Однако, здесь вы найдёте рассуждения про физ.мотивацию вида лагранжианов и т.д.
    **. Spivak «Physics for Mathematicians, Mechanics»
    Хз, что это, добавляю сюда из-за автора и названия)

    Электродинамика:
    1. ЛЛ т.2 (+ СТО)
    2. Главы про электромагнетизм в «Гравитации» Мизнера, Торна, Уилера и статья на wiki про уравнения Максвелла. (Их запись через диф.формы)

    Квантовая механика:
    1. Киселев «Квантовая механика»
    Современный отличный курс (здесь вы даже найдёте интеграл по траекториям).
    2. Фаддеев, Якубовский «Лекции по квантовой механике для студентов-математиков»
    Нормальная короткая книжечка.
    3. Тахтаджян «Квантовая механика для математиков»
    Для шибко умных. Современное мат.изложение для аспирантов и работающих математиков. (От ученика Фаддеева)
    *. ЛЛ т.3 и Фок «Начала квантовой механики»
    Классика для физиков. (Из минусов — нет современной бра-кет нотации, особого обсуждения про матрицу плотности, функционального анализа и т.п.)

    Общая теория относительности:
    1. Уолд «ОТО»
    Один из классических курсов. Все на современном языке диф.геометрии. Ништяк.
    2. Вергелес «Лекции по теории гравитации»
    3. ЛЛ т.2 и Мизнер, Торн, Уилер «Гравитация»
    Классика для физиков. ЛЛ — короткое и отличное изложение, но без современной диф.геометрии, только жонглирование индексами тензоров. МТУ — что-то типа Сивухина, но про гравитацию: очень много и очень подробно (1500 страниц), читайте на свой страх и риск)
    *. Хокинг, Эллис «Крупномасштабная структура пространства-времени»
    Для шибко умных. Когда я открываю эту книгу, у меня возникают такие же чувства, как когда я открываю что-то в духе Кобаяси-Номидзу: хочется повесится из-за своей тупости.
    **. Вайнберг «Космология» (потому что Вайнберг)

    Квантовая теория поля (пока не изучал, но вот рекомендации всё равно):
    0. Рубаков «Классические калибровочные поля»
    1. Вайнберг «КТП» т.1
    2. Боголюбов, Ширков «Введение в теорию квантованных полей» (или «Квантовые поля»)
    3. Ициксон, Зюбер «КТП»

    Comment by Leo — 13.03.2019 @ 13:52
  54. Тут премодерация чтоль?

    Comment by Leo — 14.03.2019 @ 10:55

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Оставить комментарий

This work is licensed under GPL - 2009 | Powered by Wordpress using the theme aav1
SEO Powered by Platinum SEO from Techblissonline